Моцарт. Реквием для солистов, хора и оркестра
Абонемент №1
Новосибирский академический симфонический оркестр
Камерный хор
Академический хор студентов дирижёрского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки
Анастасия Белукова, сопрано
Валентина Гофер, меццо-сопрано
Игорь Морозов, тенор
Родион Васенькин, бас
Дирижер — Гинтарас Ринкявичус
«Человек, одетый в чёрном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Реквием и скрылся…
…Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек»
А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Реквием – последнее сочинение В. А. Моцарта, которое, как ни одно музыкальное произведение, окружено огромным количеством тайн и легенд. Приняв заказ от таинственного незнакомца, Моцарт не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя: «Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня... Больше мне нечего бояться. Чувствую – моё состояние подсказывает мне это, – мой час пробил…» (Вена, 7 сентября 1791). Окончить работу автору помешала внезапная болезнь и мистически быстрая смерть. Это обстоятельство стало поводом для возникновения самых невероятных версий о причинах смерти гения и о связи его скоропостижной кончины с работой над Реквиемом. Из двенадцати задуманных номеров композитор успел закончить неполных девять. Завершил «Реквием» ученик и друг Моцарта композитор Ф. Зюсмайер.
В Реквиеме заключена вся Вселенная человека: от страха, протеста до надежды и избавления. Эта грандиозная музыкальная фреска повествует о мироздании, о земной жизни и трагической неотвратимости смерти, а главное, о вере в то, что «весь я не умру», ибо в случае с автором этой музыки, пророчество сбылось: спустя два с лишним столетия имя гениального Моцарта живо, а, значит, жив и он сам.